Западные инвестиции стали двигателем для отечественного рынка индустриальной недвижимости

В силу целого ряда факторов многие западные компании активно наращивают мощности внутри страны. Это благоприятно влияет как на развитие непосредственно технопарков, где размещаются производственные мощности, так и на логистику.

В последнее время наблюдается приток западных инвестиций в российское производство. Рост платежеспособного спроса внутри страны делает Россию привлекательным рынком сбыта. Помимо этого, инвестиции подстегивает ряд внешнеэкономических факторов. Кредитование становится все более доступным. За счет этого у крупных производителей высвобождаются свободные деньги, которые можно вкладывать в развитие производства. На Западе был запущен целый ряд программ господдержки, которые так же позволили крупным игрокам наращивать производство. Прежде всего, это так называемое «третье количественное смягчение», запущенное Федеральной резервной системой США, в рамках которой ежемесячно выделялось $85 млрд для стимулирования экономики. Определенные меры поддержки предложил предпринимателям Евросоюз.

«Еще одна причина, заставляющая крупные западные компании развивать индустриальный сектор в России, – опасения, что курс рубля искусственно завышен, как только цены на нефть упадут, начнется инфляция, что существенно ограничит импорт. В такой ситуации развитие собственных мощностей в России представляется верным решением, – комментирует Дмитрий Власов, коммерческий директор компании RDI. – В результате сегодня западный капитал является ключевым клиентом для девелоперских компаний, работающих в сегменте индустриальной недвижимости».

Это можно видеть на примере успеха последних трех лет всех типов индустриальных парков. Калуга, Липецк, Елабуга – во всех этих индустриальных парках в последнее время виден огромный приток западных производственных проектов. Там есть и российские резиденты, но доминируют западные компании, причем речь идет о самой разной промышленности – от химической до пищевой. Стоит отметить, что, поскольку рынок является довольно закрытым, ряд проектов западных компаний по расширению производства не разглашается.

В основном все производственные компании в России расширяют свой бизнес через покупку земель напрямую у администраций городов. Производственники в основном концентрируются в городах, где есть автопроизводство, таких как Тольятти, Ижевск, Калуга.

Среди последних примеров можно вспомнить следующие. Компания Bridgestone анонсировала строительство завода в Ульяновске. Одна крупная немецкая компания, название которой не разглашается, приобрела в Ногинском районе участок земли 5-6 Га под строительство своего производства, которое составит порядка 15 000 кв.м. Крупная бельгийская хлебная компания, которая приобрела 5 Га в Петушках.

В этом году компания «Вимм-Билль-Данн», входящая в ООО «Пепсико Холдингс», начала строительство производственной базы на Дмитровском шоссе в Москве. Размер инвестиций пока не разглашается. ООО «Дирол Кэдбери», входящее в группу компаний Mondelēz International, запустило на своем заводе в Великом Новгороде линию по производству леденцов Halls. Здесь инвестиции составили более $5 млн, создано порядка 60 новых рабочих мест. Кроме того, анонсировано открытие ряда проектов в следующем году.

Крупнейшие американские инвестиции нынешнего года в нашей стране — проекты Ford (расширение модельного ряда — $600 млн в 2012–2013 годах, строительство завода двигателей в Елабуге — $274 млн в 2013-м) и Guardian Industries (открытие стекольного завода в Ростовской области — $240 млн).

Развитие производственных площадей толкает вперед логистические комплексы. Процент иностранных арендаторов и покупателей растет, и есть все основания предполагать, что рост продолжится. Сегодня развитие складского рынка задерживает дефицит площадей. «Сейчас доля вакантных площадей около 1%, – продолжает Д. Власов. – Как только появится больше площадей, доля западных компаний на рынке тоже увеличится».

Среди знаковых событий можно вспомнить закрытую ИКЕА сделку на аренду 72 тысячи кв.м складcких площадей. Так же Volkswagen заключил сделку по строительству склада площадью 50 тысяч кв.м с ПНК групп, а компания General Motors подписала договор аренды с компанией Radius Group, согласно которому девелопер построит для компании национальный распределительный центр площадью 40 тысяч кв.м в индустриальном парке «Южные Врата». Несколькими годами ранее американская компания John Deere взяла в аренду 80 тысяч кв.м, а также площадку для размещения своей техники у Radius Group в том же индустриальном парке. Так же, активно развивает логистику компания Mars, однако она пользуется услугами логистических операторов.

За счет подъема производства рынок складской недвижимости обещает вплотную приблизится к докризисным показателям, всего за год в Москве ожидается ввод порядка миллиона кв.м складских площадей.

«При этом стоит отметить, что, несмотря на благоприятные предпосылки, девелоперы предпочитают идти за спросом, строя склады build to suite. Таким образом, несмотря на значительный рост рынка, заполняемость остается практически стопроцентной, – резюмирует Дмитрий.