Партнер в помощь

О возрождении российской глубинки не говорит только ленивый. И вот наконец в регионах появились реальные планы на этот счет. Связаны они в основном с эко- и агротуризмом, которому помогает встать на ноги государственно-частное партнерство. 

Государственно-частное партнерство (ГЧП) возникает там, где государство не справляется с решением общественно значимых задач, а бизнес видит коммерческий интерес и новые возможности инвестирования. Так, например, развитие эко- и агротуризма в русской провинции считается интересной сферой деятельности для ГЧП, способной приносить доход и направлять социальные процессы.

По словам Владимира Ахапкина, директора проекта "Новая Москва" компании RDI, способ такого взаимодействия прост и понятен: “Государство обеспечивает необходимую инженерную инфраструктуру, в том числе строит дороги и занимается развитием транспортной сети. А частный бизнес инвестирует в индустрию гостеприимства (строит отели и рестораны, реконструирует памятники архитектуры с приспособлением к современному использованию, разрабатывает программы культурной и музейно-экскурсионной деятельности) и тем самым создает дополнительные рабочие места. Это и есть государственно-частное партнерство”. В результате экономика регионов развивается, спадает социальная напряженность, появляются новые точки роста. 

По словам Ахапкина, “пилотных проектов экодеревень, экоферм и экопоселений в настоящее время недостаточно, но они есть”. Аналогичной точки зрения придерживается и Далия Хуссейн, аналитик центра территориальных инициатив “Архполис”: она отмечает, что доля ГЧП в сфере эко- и агротуризма в России составляет пока всего 1,5-2% от общего числа проектов туристичес­кой направленности, однако уже сейчас ясно, что она будет расти, ведь уже целый ряд областей (Белгородская, Ленинградская, Калужская, Калининградская, Тамбовская области, Карелия и Чувашия, Подмосковье и Алтайский край) приняли региональные целевые программы развития сельского туризма на базе ГЧП. Сейчас осуществляется 65 подобных программ, в которые вложено, по оценкам экспертов, около 37 млрд рублей, из них около 32 млрд руб­лей, то есть почти 85% от общей суммы, частных инвестиций.

Архиарт

В 2010 году владельцы большого участка земли в Тульской области (их имена не афишируются) решили создать на месте заброшенных ферм арт-кластер и передали свои 350 га в пользование молодым архитекторам. Так появилась “АрхФерма”, где юные дарования общаются, учатся и создают оригинальные арт-объекты. Идейным вдохновителем и руководителем “АрхФермы” стал архитектор Иван Овчинников, который финансирует проект совместно с владельцами площадки. Он перестроил обветшавшие коровники в современные гостиницы с комфортабельными номерами, и теперь там останавливаются туристы — гости “АрхФермы”. После экскурсии по “ферме” они могут отправиться собирать грибы или ловить рыбу в местной речушке, а могут остаться в мастерских, делая мебель и занимаясь керамикой, или пойти рисовать на пленэре. За год “АрхФерму” посещают от 5000 до 7000 туристов со всей России. Хотя окупается она пока с трудом, в основном за счет гостиничных услуг, платных мероприятий и сдачи в аренду производственных помещений. 

“За два с половиной года существования "АрхФермы" мы подружились с местной властью, — рассказывает Овчинников. — Она нас морально поддерживает и обеспечивает необходимой инженерной инфраструктурой. А мы по возможности берем местное население на работу и проводим различные культурные мероприятия — фестивали, творческие конкурсы, выставки, которые привлекают туристов”. К примеру, в столярном производстве и фестивальной инфраструктуре “АрхФермы” постоянно заняты 5-6 человек из соседних деревень.

Похожий проект задумал председатель совета директоров Связного банка и президент группы компаний “Связной” Максим Ноготков. В 2007 году он загорелся идеей создать парк ландшафтной архитектуры — творческую площадку для молодых зодчих. Позвал на помощь архитектора Николая Полисского и отправился в Калужскую область. Там, в деревне Никола-Ленивец, на месте умирающего совхоза, они и заложили свой парк. “Я считаю, что способность человека мечтать и творить "бессмысленные акты красоты" нуждается в поддержке, — рассуждает Ноготков. — Такой поддержкой, с моей точки зрения, может стать создание творческой среды, дающей возможность общаться с близкими по духу людьми и реализовывать самые безумные идеи”. 

В Никола-Ленивце проходит ежегодный летний фестиваль “Архстояние”, презентуются проекты современного искусства и ландшафтного дизайна, парк постоянно пополняется новыми арт-объектами, на которые едут посмотреть туристы из других регионов. Только за последний год туристический поток составил 26 000 человек. Общая стоимость проекта оценивается примерно в 3 млрд рублей, из них 303 млн рублей выделено из федерального и областного бюджетов на строительство инженерных сетей и реконструкцию ведущей к объекту дороги. Запланированный срок окупаемости — девять лет. 

“Со стороны государства мы видим существенную заинтересованность в этой форме сотрудничества, — комментирует инвестиционный аналитик Центра территориальных инициатив  "Архполис" Дмитрий Цыганков, — которая выражается не только в выделении бюджетных средств, но и в административной поддержке, оказываемой как на региональном, так и на муниципальном уровне”. 

Еще один арт-проект — парк реконструкции исторических событий — строит в партнерстве с государством компания RDI. Так что поселение Рязановское в 8 км от МКАД в ближайшее время обещает стать центром притяжения туристов. Помимо зоны для массовых мероприятий здесь возведут этнографичес­кую деревню с гостевыми домами, аттракционы, рестораны и спа. Объем инвестиций составит 2 млрд рублей. Полностью завершить строительство планируется к 2018 году.

“Тематический парк является отличным примером партнерского взаимодействия между столичным правительством, администрацией Московской области и застройщиком. Мы полностью реализуем проект на собственные средства, а город включил в свой план развитие дорожной инфраструктуры, прилегающей к парку”, — рассказывает Владимир Ахапкин. Однако следует сразу оговориться: в данном случае парк — это своего рода “приложение” к абсолютно коммерческому проекту, а именно строительству жилья и гостиниц. “Для инвестора нет прямой выгоды от вложения финансовых средств в парки, экозоны и арт-объекты, так как они долго и мало окупаются, — признается Ахапкин. — Однако наличие парка рядом с объектом жилой недвижимости увеличивает стоимость последнего. Кроме того, инвестиции в подобные объекты носят имиджевый характер и повышают узнаваемость застройщика”. 

На сладкое

Но самый романтичный проект на основе ГЧП придумали в Коломне. Культуролог Наталья Никитина и Елена Дмитриева, бывший экономист местной кондитерской фабрики, давным-давно признанной убыточной и потому закрытой, в 2008 году предложили городским чиновникам создать на ее территории музей пастилы, которой всегда славился этот край. Власти идею поддержали. “Участие государства в лице муниципальных властей заключалось в установлении льготной ставки аренды на помещения фабрики”, — отмечает Далия Хуссейн. 

Деньгами помог благотворительный фонд “Коломенский Кремль”, Наталья и Елена вложили в проект собственные средства. Всего получилось около 13 млн рублей. Больше года предприниматели занимались проектной работой, после чего приступили к реставрации. Сначала восстановили старинное здание фабрики, принадлежавшей когда-то купцу Петру Карповичу Чуприкову: помещения были абсолютно без удобств, в них даже канализация отсутствовала. Инженерные коммуникации проложила местная власть за счет городского бюджета. 

24 января 2009 года музей открылся для посетителей, а уже в 2010-м проект “Музейная фабрика пастилы в Коломне” стал победителем конкурса “Наше будущее”, который ежегодно проводит Коломенский фонд региональных социальных программ, и получил 4,2 млн рублей в виде беспроцентного займа сроком на четыре года, чтобы провести реставрацию остальных помещений фабрики. Еще миллион рублей в виде гранта выделил Фонд Владимира Потанина на воссоздание фабричного оборудования и историческую реставрацию сохранившихся машин. В итоге в том же 2010 году под руководством архитектора и реставратора Юлии Матычиной начались ремонтные работы в примыкающем к фабрике старинном флигеле купеческой усадьбы Сурановых. Его тоже решили приспособить под нужды музея — там разместятся арт-школа, чайная и кондитерский магазин. 

По данным портала kolomnaonline.ru, с 2009 года музей ежегодно принимает около 50 000 туристов. Они знакомятся с экспозицией, участвуют в процессе приготовления пастилы и потом с удовольствием ее пробуют. Часовая театрализованная экскурсия с дегустацией стоит 300 рублей. Останавливаются туристы в одной из пяти гостиниц Коломны, которые в результате получают стабильный доход. Местные жители — владельцы частных домов тоже имеют возможность заработать: они поставляют на фабрику фрукты, которые выращивают на приусадебных участках, и молочные продукты. На фабрике трудятся 27 человек: 12 из них продолжают осуществлять научно-реставрационные работы, 15 человек заняты непосредственно на производстве. 

Еще один объект агротуризма, реализуемый в формате ГЧП, — экоферма Коновалово-2 в 120 км от Москвы. Здесь построены отель на 34 места, конференц-зал, кафе, гараж и открытая стоянка, аэродром для вертолетов. Общий объем инвестиций — 55 млн руб­лей, 20% из которых выделяются из бюджета области. В год Коновалово-2 способно принимать до 5000 человек. Туристы приезжают главным образом для того, чтобы посетить экоферму, где помимо привычных коров и уток разводят еще и страусов, сходить по грибы или заняться рыбалкой. При желании можно даже охоту заказать. Или потрудиться на ферме и пасеке. Так постепенно глубинка оживает, превращаясь в перспективный регион, где туристам интересно бывать, а селянам — жить и работать.  


Ведомости, Приложение "Как потратить"